15 августа 1971 года президент США Ричард Никсон объявил решение об отмене свободной конвертируемости доллара в золото (отказался от золотого стандарта), отказавшись таким образом в одностороннем порядке от выполнения Бреттон-Вудских соглашений (согласно которым доллар обеспечивался золотом, а все остальные валюты долларом).

В декабре 1971 года в Вашингтоне было достигнуто Смитсоновское соглашение, по которому вместо 1 % колебаний курса валюты относительно доллара США стали допускаться колебания в 4,5 % (на 9 % для недолларовых валютных пар). Это разрушило систему стабильных валютных курсов и стало кульминационным моментом в кризисе послевоенной Бреттон-Вудской валютной системы. На смену пришла Ямайская валютная система, принципы которой были заложены в марте1971 года на острове Ямайка при участии 20 наиболее развитых государств некоммунистического блока.

Суть произошедших изменений сводилась к более либеральной политике в отношении цен на золото. Если ранее курсы валют были стабильны в силу действия золотого стандарта, то после таких решений плавающий курс золота привёл к неизбежным колебаниям курсов обмена между валютами. Это породило относительно новую сферу деятельности — валютную торговлю, когда курс обмена начал зависеть не только от золотого эквивалента валюты, но и от рыночного спроса/предложения на неё. Достаточно быстро наметился ряд проблем, для обсуждения которых в 1975 году президент Франции Валери Жискар д’Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба — бывшие министры финансов) предложили главам других ведущих государств Запада собраться в узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз.

Первый саммит «Большой восьмёрки» (тогда ещё только из шести участников) прошёл в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии (в 1976 году к работе клуба присоединилась Канада, а в 1998 году — Россия). Одной из основных тем обсуждения была структурная реформа международной валютной системы.

8 января 1976 года на заседании министров стран-членов МВФ в г. Кингстон (Ямайка) было принято новое соглашение об устройстве международной валютной системы, которое имело вид поправок к уставу МВФ. Система заменила Бреттон-Вудскую валютную систему. Многие страны фактически отказались от привязки национальной валюты к доллару или к золоту. Однако лишь в 1978 году МВФ официально разрешил такой отказ. Начиная с этого момента свободно плавающие курсы стали основным способом обмена валюты.

В новой валютной системе окончательно произошёл отказ от принципа определения покупательной способности денег на основании стоимости их золотого эквивалента (Золотой стандарт). Деньги стран-участниц соглашения перестали иметь официальное золотое содержание, обмен начал происходить на свободном валютном рынке (англ. foreign exchange market, forex) по свободным ценам.

Становление системы плавающих курсов привело к трём существенным итогам:

  1. Импортёры, экспортёры и обслуживающие их банковские структуры были вынуждены стать регулярными участниками валютного рынка, поскольку изменения курсов валюты могут сказаться на финансовых результатах их работы как с положительной, так и с отрицательной стороны.
  2. Центральные банки получили возможность оказывать воздействие на курсы национальной валюты и влиять на экономическую ситуацию в стране рыночными методами, а не только административными.
  3. Курсы наиболее ликвидных национальных валют формируются на основе поиска рынком точки равновесия между текущим спросом и имеющимся предложением, а изменение спроса и предложения на рынке вызывает смещение валютного курса в ту или иную сторону.

Форекс и государственное регулирование

Форекс базируется на принципе свободной конвертации валюты, который предполагает отсутствие государственного вмешательства при заключении валютообменных сделок (нет официального валютного курса, нет ограничений на направление, цены и объёмы сделок), и на гарантиях свободы подобных операций. В то же время, обычно устанавливаются правила и ограничения на предоставление посреднических услуг, которые регламентируют, прежде всего, взаимоотношения клиента (трейдера) и посредника (брокера).

Управление по финансовому регулированию и надзору (англ. Financial Services Authority, FSA) выполняет регуляторные функции на финансовых рынках вВеликобритании.

В США регулятором валютного рынка является правительственная «Комиссия по фьючерсной торговле товарами» (англ. Commodity Futures Trading Commission, CFTC). Кроме того, большую работу по разработке правил торгов, условий предоставления брокерских услуг и решению конфликтных ситуаций проводит неправительственная «Национальная фьючерсная ассоциация» (англ. National Futures Association, NFA). Эта организация также собирает и анализирует специальную отчётность, которую обязаны предоставлять брокеры — члены ассоциации. К требованиям NFA прислушиваются не только в США, так как американские частные трейдеры и фонды остерегаются открывать счета в компании, которая их не выполняет.

Правила и требования NFA более жесткие, чем предписания FSA. Иногда они не столько помогают и защищают, сколько ограничивают трейдера. Один из последних примеров — требование закрывать клиентские сделки обязательно по правилу FIFO (первый пришёл — первый ушёл).

С 15 июля 2011 года действуют ограничения закона Додда — Франка (англ. Dodd–Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act), согласно которому для граждан США (физических и юридических лиц) запрещаются внебиржевые сделки с финансовыми инструментами.

Forex в России и на Украине

Контроль за проведением валютных операций в России и на Украине осуществляют Центробанк и Нацбанк соответственно. Однако свободного неограниченного проведения конвертационных операций законодательство этих стран не предусматривает. На Украине по состоянию на июль 2009 года так же нет законодательной основы для маржинальной торговли. Из-за особенностей валютного и налогового законодательства зарегистрированные в России или на Украине дилинговые центры обычно не имеют юридического права на предоставление финансовых услуг. Чаще всего они действуют на основании лицензии на букмекерскую деятельность. Большинство же крупных дилинговых центров вообще имеют зарубежную регистрацию, а местные представительства не несут никакой юридической ответственности либо у них вообще отсутствует официальная регистрация. Клиент такой компании обычно не имеет реальной возможности как-либо оспорить её действия и получить юридическую защиту в конфликтных ситуациях.


Почти никого не смущает, что ваш профессиональный посредник будет юридически находиться в зоне оффшорного регулирования, или, например, что все спорные моменты клиентам придется урегулировать не ближе, чем в Лондонском арбитражном суде. А в качестве гарантий сохранности клиентского депозита от мошеннических посягательств будет выступать лицензия Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму на – внимание! – организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений. В общем, на российском рынке доступа к Forex царит почти полная свобода.

Часто можно услышать возражения, что и на Западе чисто форексные конторы не подлежат прямому государственному регулированию. Дескать, рынок это особенный, свободный по своей сути, внебиржевой. Торговля на нем производится посредством телефонов и интернета. Каждая компания-дилер, по сути, сама себе рынок для своих клиентов. И вообще реальной купли-продажи валюты здесь не происходит, поэтому и регулировать-то почти нечего. Игра это такая, азартно-экономическая, не для маргиналов, а для интеллектуалов.

Лукавят такие либералы. Сам валютный рынок в мировом масштабе регулированию, действительно, не подлежит. Но вот отношения брокера с клиентом в приличных странах – очень даже. Финансовые операции от игорного бизнеса отделяются четко.
Журнал «D`» №10 (13) 2 октября 2006 г

Однако постепенно валютная торговля в России получает всё более организованные формы. Одной из первых в направлении разработки правил и защиты прав трейдеров была созданная в 2003 году «Комиссия по регулированию отношений участников финансовых рынков» (КРОУФР).Решения КРОУФР носят обязательный характер лишь для организаций, входящих в её состав, а для остальных они являются рекомендательными. 5 февраля 2009 года на фондовой бирже РТС начались торги валютными фьючерсами.

Законодательство Российской Федерации в настоящее время не устанавливает какого-либо описания правового статуса организаций, ведущих деятельность на рынке Форекс. Рынок Форекс не является деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Федеральная служба по финансовым рынкам России (письмо № 09-ВМ-02/16341 от 16 июля 2009 года) чётко обозначила, что деятельность участников рынка Форекс не относится к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и не регулируется как указанным Федеральным законом, так и правовыми актами ФСФР России. В письме указывается:

Отношения, связанные с деятельностью на валютном рынке, в том числе деятельностью по привлечению денежных средств для осуществления операций на валютном рынке Форекс, не регулируются нормативными правовыми актами ФСФР России, лицензии, выдаваемые ФСФР России, не предоставляют права на осуществление указанных видов деятельности.

В марте 2012 года Минфин РФ провел первое обсуждение возможность регулирования рынка Форекс с соответствующими российскими компаниями. По итогам представители Минфина не делали никаких заявлений. В ходе обсуждения участники не пришли к единому мнению по вопросу о принципах и механизмах регулирования данного рынка.

3 августа 2012 года Нацбанк Украины принял Постановление № 327, согласно которому исключительно банки получают право предоставлять услуги по арбитражным сделкам с валютам и банковскими металлами на условиях маржинальной торговли, а так же проводить подобные операции в своих целях. Постановление содержит прямой запрет на проведение подобных операций для юридических лиц и частных предпринимателей. Деятельность организаций, зарегистрированных за пределами Украины, данное постановление не регламентирует.

Особенности налогообложения

Деятельность российских организаций, предоставляющих дилинговые услуги в полном объеме, подлежит российскому налогообложению. Дилинговый центр (или банк) уплачивает налог на прибыль, а букмекерская контора — налог на игорный бизнес (Москва — 100 МРОТ в месяц с каждой кассы букмекерской конторы). Доходы от дополнительных услуг (обучение, консультации, тренинги и т. п.) также подлежат обложению налогом на прибыль и НДС. Иностранная компания платит налог на доходы от услуг, оказанных на территории РФ, только в том случае, если они оказаны через постоянное представительство компании. В противном случае — российских налогов у компании не возникает.

Доход клиентов дилинговых центров подлежит налогообложению по ставке НДФЛ 13 %. Если брокером является российская организация, то обязанность по исчислению, удержанию у клиента и уплате суммы налога перекладывается на плечи брокера, который для своего клиента выступает в качестве налогового агента. В ином случае клиент обязан самостоятельно исчислять, декларировать и уплачивать НДФЛ.

До недавнего времени Российское налоговое законодательство имело целый ряд недостатков — в частности по сделкам с производными инструментами на сырье, товары, валюту и другие активы прибыльные (положительные) сделки не плюсовались с убыточными (отрицательными), и налог рассчитывался исключительно с положительных сделок. Однако же на практике во имя здравого смысла брокеры рассчитывали НДФЛ с учетом отрицательных сделок.

С 2010 года вступили в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации. Теперь база налогообложения считается с сальдированием (положительные и отрицательные результаты суммируются), убытки переносятся на следующие периоды.

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

© invest-system2013

Создать бесплатный сайт с uCoz